ON THE DATE OF BIRTH OF PATRIARCH HADRIAN OF MOSCOW AND ALL RUSSIA

Cover Page

Abstract


The Russian historiographic sources recognize three probable birth dates of Hadrian, the last Patriarch of Moscow and all Russia in 17th century, i.e.1627, 1637 and 1639. The fourth date, 1636, is not widely recognized. Two epitaphs to the Patriarch Hadrian, both written by Karion Istomin, a major court poet of that time, serve as the main source of information about the life of the head of the Russian Church. The first epitaph is prosaic, mounted on his tomb in the shrine of the heads of the Russian Church in the Assumption Cathedral in the Moscow Kremlin, and the second is poetic, preserved in the papers of the poet. . This paper establishes that the cause of chronological differences were errors in reading and interpreting the date of the Patriarch's death in the prosaic epitaph, which were made in historical studies of the 19th - early 20th century and without cross-checking with the gravestone inscription were reproduced in various publications. A visual study of the prosaic epitaph, conducted by the author in March 2014, indicates that Patriarch Hadrian died on October 2, 1700 at the age of 62 . The same date is written in the poetic epitaph. The “birthday” of Patriarch Hadrian (October 2), also raises doubts; most likely this date originated in the 19th century on the basis of the day of his baptism. The conducted research on the base of combination of archival sources and critical analysis of the writings of historians of the 19th - early 20th centuries established that Patriarch Hadrian was born in 1638.

Full Text

Эпитафии Московской Руси, вырезанные на белокаменных плитах, зачастую являются единственным источником биографических сведений о людях данной эпохи. И, если до середины XVII в. в намогильных надписях указывалась лишь дата кончины, то в эпоху московского барокко в них стали включаться новые информативные единицы, указывающие на возраст и день тезоименитства покойного, что было связано с повышением интереса к человеческой личности. Эти данные отражены и в эпитафии последнему патриарху досинодального периода Адриану († 15 октября 1700), которая является основным источником, позволяющим установить точную дату рождения Святейшего. Эпитафии Московской Руси, вырезанные на белокаменных плитах, зачастую являются единственным источником биографических сведений о людях данной эпохи. И, если до середины XVII в. в намогильных надписях указывалась лишь дата кончины, то в эпоху московского барокко в них стали включаться новые информативные единицы, указывающие на возраст и день тезоименитства покойного, что было связано с повышением интереса к человеческой личности. Эти данные отражены и в эпитафии последнему патриарху Московскому досинодального периода Адриану († 15 октября 1700). В настоящее время она находится in situ на западном торце надгробницы Святейшего, возведённой у западной стены Успенского собора Московского Кремля справа от входных дверей. Надпись в 11 строк, сделанная эпиграфическим полууставом, вырезана в технике обронной резьбы и заключена в рамку. Бóльшая часть жизненного пути Святейшего до поставления его архимандритом Чудова монастыря в 1678 г. неизвестна. И в этой ситуации роль данного памятника эпиграфики очень велика, поскольку он является единственным открытым для всеобщего обозрения источником, который позволяет установить точную дату рождения Святейшего. Сохранились черновики Кариона Истомина, отражающие его работу над текстом эпитафии (ГИМ ОР. Чудовское собр. № 302. Л. 91), а также его беловой автограф (ГИМ ОР. Чудовское собр. № 300. Л. 311) и копия с него, отложившаяся в делах Патриаршего казённого приказа (РГАДА. Ф. 235. Оп. 2. Д. 176. Л. 361 об. - 362). Известно, что прозаическая эпитафия была вырезана Иваном Мартыновым сыном, тяглецом Таганской слободы, в октябре 1700 г. (РГАДА. Ф. 235. Оп. 2. Д. 176. Л. 369-369 об.; изд.: Забелин 1884: Стб. 1082). Открытая для обозрения в Успенском соборе Московского Кремля, с начала 90-х гг. XVIII в. она неоднократно публиковалась гражданским шрифтом без принципиальных искажений текста . Несмотря на наличие бесспорно достоверного источника, с начала XIX в. в отечественной историографии приняты три даты рождения патриарха Адриана - 1627, 1637 и 1639 г. Изредка встречающаяся дата 1636 г. (Адриан 1890: 193) не получила широкого признания. За последнее столетие ситуация в энциклопедиях и справочниках не изменилась. Наиболее достоверным признаётся 1627 г. (Адриан 1926: 617 ; Адриан 1961: 218; Белоброва 1992: 50; Лаврентьев 1994: 32), а в Православной энциклопедиии приведены три даты - 1627, 1637 и 1639 г. (Белякова: 312). Энциклопедические статьи базируются на итогах исследований XIX - начала ХХ в., в которых существующие разночтения в определении года рождения Святейшего в конечном счёте восходят к его эпитафии, но появились либо в результате её ошибочного прочтения, либо неверной хронологической интерпретации. 1637 г. появился благодаря ошибочному вычету из года смерти патриарха 63 полных лет, указанных в эпитафии. Митрополит Евгений (Болховитинов) допустил в её прочтении ошибку, указав, что Святейший прожил 64 года (Евгений (Болховитинов), митр. 1818: 19), откуда появилась дата 1636 г. Её принял Н. А. А., автор одной из первых печатных биографий патриарха, изданной в 1848 г., но, цитируя надпись на надгробии Адриана, он ошибочно указал, что Святейший скончался на 73 году жизни, что относило дату его рождения к 1627 г. (Н.А.А. 1848: 36). Последнему чтению доверился автор статьи в «Русском биографическом словаре», полагая, что остальные даты ошибочны. Последнему чтению доверился автор статьи в «Русском биографическом словаре», полагая, что остальные даты ошибочны. Г.А. Скворцов, автор изданной в 1913 г. монографии о патриархе Адриане, отметил существующие противоречия в определении даты рождения Святейшего. К его надгробной надписи он отнёсся скептически и не стал визуально проверять правильность её прочтения предшественниками, так как более достоверным источником посчитал Духовное завещание патриарха, написанное 17 марта 7205/1697 г. Из него, по его расчётам, вытекало, что патриарх родился в 1639 г. (Скворцов 1913: 3, прим. 4). Однако при пересчёте даты на современное летоисчисление исследователь не учёл, что по древнерусскому счёту лет и «день рождения» Адриана (2 октября) и дата написания Духовного завещания (март) относились к 7205 г. от Сотворения мира. Г.А. Скворцов (распространённая ошибка) вычел из этого года 5508, а не требуемые для промежутка между 1 сентября и 31 декабря 5509 лет. Этим же путём пошёл и современный российский историк А.П. Богданов. Опираясь на дореволюционные публикации, он указал на существующие в них противоречия в определении возраста патриарха - либо 63, либо 73 года - и пришёл к выводу, что год рождения Адриана точно неизвестен (Богданов 1999: 319). Позднее он признал равновероятными три даты - 1627, 1637 и 1639 г. (Богданов 2005: 243). Единственным способом преодоления существующих историографии противоречий является визуальное исследование эпитафии в Успенском соборе Московского Кремля, что и было сделано мною в феврале 2014 г. Её изучение показало, что в её тексте содержится точное указание на возраст патриарха, снимающее все существующие противоречия: «|7 ѿ рождѐ|8нїꙗ своего̀ имѣ шестьдесѧⷮ трѐтїе лѣ́то |7 с̾ о҆ктѡ́брꙗ в҃ го дне» . Эта же фраза присутствует в черновиках и беловом автографе Кариона Истомина, а также в архивной копии. В поэтической обработке она дана в стихотворной эпитафии Адриану, также написанной Карионом Истоминым, но оставшейся памятником книжности : |13 шестьдеся́тъ имѣ̀ тре́тье в̾ ро́дѣ лѣ́то , |14 съ о҆ктября̀ вто́ра днѐ а҆ндре́а пѣ́то . Таким образом, оба произведения и их варианты бесспорно указывают, что патриарх, «родившийся» 2 октября и умерший 15 октября, скончался на 63 году жизни, то есть прожил, как указано в данных источниках, 62 полных года и 13 дней. Таким образом, вся совокупность указанных источников в комплексе с критическим анализом трудов дореволюционных историков, отражённых в исследованиях и энциклопедических статьях конца XIX - начала ХХI в., указывает на 1638 г. как на точный год рождения патриарха Адриана. Что же касается считающегося бесспорным «дня рождения» Святейшего, названного на надгробии и в стихотворной эпитафии, - 2 октября - то здесь, скорее всего, мы сталкиваемся с несколько модернизированными представлениями об основных вехах биографии человека XVII столетия. В Древней Руси понятие «день рождения» не существовало, его аналогом был день тезоименитства, совпадающий с днём памяти святого, на который было совершено таинство крещения. Тезоименитство, связанное с духовным рождением человека и вхождением его в лоно Церкви, становится столь значимым, что в эпитафиях конца XVII в. из Каргополя оно именуется днём рождения (Авдеев 2017а: 185-186) . Соответственно, и 2 октября, названное в рассматриваемых эпитафиях днём рождения патриарха Адриана, скорее всего, является днём его крещения. Этот вывод подкрепляет имеющаяся в стихотворной эпитафии Кариона Истомина ссылка на день памяти бл. Андрея, Христа ради юродивого, чьим именем в миру был наречён Святейший. Из совокупности приведённых данных, основанных на эпиграфических источниках и критическом анализе существующих в историографии точек зрения, можно сделать вывод, что патриарх Адриан родился в 1638 г. Если обычай крестить ребёнка на 8-й день после рождения был соблюден, то день рождения Святейшего следует отнести ко времени не ранее 22 сентября. Список сокращений БРЭ - Большая Российская энциклопедия БСЭ - Большая Советская энциклопедия ГИМ - Государственный исторический музей. Москва ОР - Отдел рукописей ПЭ - Православная энциклопедия РБС - Русский биографический словарь РГАДА - Российский государственный архив древних актов. Москва СККДР - Словарь книжников и книжности Древней Руси ЧОИДР - Чтения в Императорском обществе истории и древностей Российских СИЭ - Советская историческая энциклопедия ЭСБЭ - Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

About the authors

A. G. Avdeev

St. Tikhon’s Orthodox University; University of Dmitry Pozharsky; Intellectual middle school


Candidat of Historical Sciences, research fellow, associate professor of the Department of History; history teacher

References

  1. Авдеев А.Г. 2017а. Русская силлабическая эпитафия последней четверти XVII - начала второй четверти XVIII в. // Palaeoslavica. Vol. XXV, 1, 55-177.
  2. Авдеев А.Г. 2017б. Календарь старорусских надписей // Ползуновский альманах 4. Т. 1. Вып. 1, 177-189.
  3. Адриан 1886. // Русский биографический словарь. Т. 1. / Под набл. пред. Имп. Рус. ист. о-ва А.А. Половцова. СПб.: тип. И.Н. Скороходова, 83-85.
  4. Адриан 1890. // Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. Т. I. СПб.: Ф.А. Брокгауз, И. А. Ефрон, 193-194.
  5. Адриан 1926. // Большая Советская энциклопедия / Шмидт О.Ю. (гл. ред.). Т. 1. Изд. 1-е. М.: Большая сов. энциклопедия.
  6. Адриан 1961. // Советская историческая энциклопедия / Жуков Е.М. (гл. ред.). Т. 1. М.: Советская энциклопедия, 218-219.
  7. Белоброва О.А. 1992. Адриан // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 3 (XVII в.). Ч. 1. А - З. СПБ.: Дмитрий Буланин.
  8. Белякова Е.В. 2000. Адриан // Православная энциклопедия. Т. I. М.: Православная энциклопедия, 312-313.
  9. Богданов А.П. 1999. Русские патриархи (1589-1700). Т. 2. М.: ТЕРРА; Республика.
  10. Богданов А.П. 2005. Адриан // Большая Российская энциклопедия. Т. 1. М.: Большая Российская энциклопедия.
  11. Большая советская энциклопедия. 1949. Т. 1. изд. 2-е. М.: Большая сов. энциклопедия.
  12. Большая советская энциклопедия. 1970. Т. 1. изд. 3-е. М.: Советская энциклопедия.
  13. ГИМ ОР. Чудовское собр. № 300.
  14. ГИМ ОР. Чудовское собр. № 302.
  15. Евгений (Болховитинов), митр. 1818. Словарь исторический о бывших в России писателях Духовного чина, Грекороссийския церкви. Ч. 1-2. СПб.: в тип. Н. Греча.
  16. Забелин И.Е. 1884. Материалы для истории, археологии и статистики города Москвы. Ч. 1. М.: Московская городская тип.
  17. Лаврентьев А.В. 1994. Адриан // Отечественная история. История России с древнейших времён до 1917 года. Энциклопедия. Т. 1. М.: Большая Российская энциклопедия.
  18. Максимович Л.М. 1792. Путеводитель к древностям и достопамятностям Московским, руководствующий любопытствующаго по четырем частям сея столицы к дее-место-описательному познанию всех заслуживающих примечание мест и сданий, как-то: соборов, монастырей, церквей, государственных и частных заведений, как старых, так и новых, с надписей и из других достоверных источников собранный, и для удобнейшаго оных приискиванию азбучной росписью умноженной. Ч. I. М.: Университетская тип.
  19. Н. А. А. 1848. Адриан // Чтения в Императорском обществе истории и древностей Российских. № 8. Отд. V. Смесь, 29-36.
  20. Панова Т.Д. 2002. Некрополи Московского Кремля. М.: Гос. историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль».
  21. Панова Т.Д. 2003. Кремлёвские усыпальницы. История, судьба, тайна. М.: Индрик.
  22. РГАДА. Ф. 235. Оп. 2. Д. 176.
  23. Свод русских надписей // https://cir.rssda.su/ (2019. 25 марта).
  24. Скворцов Г.А. 1913. Патриарх Адриан. Его жизнь и труды в связи с состоянием Русской Церкви в последнее десятилетие XVII века. Казань: Центральная тип.

Statistics

Views

Abstract - 0

PDF (Russian) - 0

Article Metrics

Metrics Loading ...

Refbacks

  • There are currently no refbacks.


This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies