The 55th anniversary and 40 years of scientific activity of M.V. Glagolev

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

Сообщение от редакции журнала ДОСиГИК

 

По совместному решению редакции часть этого выпуска посвещена 55-летию главного редактора нашего журнала, М.В. Глаголева. В связи с этим в выпуске представлена статья на его 55-летие и ряд старых статей, которые были написаны, но оказались не доступны широкому кругу читателей. Хотя данные статьи написаны давно, они по прежнему представляют интерес для читателей. Тексты статей были предоставлены М.В. Глаголевым и отредактированы Д.В. Ильясовым и М.В. Яниным.

От лица редакции сердечно поздравляем с 55-летием главного редактора журнала, М.В. Глаголева!

Full Text

По совместному решению редакции часть этого выпуска посвящена 55-летию главного редактора нашего журнала – известного западно-сибирского ученого М.В. Глаголева. В связи с этим в выпуске представлена статья М.В. Янина и И.В. Евдокимова, в которой дается обзор деятельности Михаила Владимировича за последние годы, а также несколько его старых («юношеских») статей, которые были написаны в 80-е гг. прошлого века, но по тем или иным причинам не были опубликованы. На наш взгляд, хотя данные статьи написаны давно, они по прежнему представляют, по крайней мере, педагогический интерес для современного (в особенности молодого) читателя, поскольку местами в них довольно просто излагаются относительно сложные вопросы математического моделирования биологических процессов. Черновики этих статей были предоставлены М.В. Глаголевым и отредактированы Д.В. Ильясовым и М.В. Яниным. Поскольку качество сохранившихся рукописей сильно варьировало от статьи к статье, редакторы каждую из них снабдили соответствующими комментариями.

От лица редакции сердечно поздравляем Михаила Владимировича с 55-летием! И в качестве подарка хотим преподнести ему «портрет», созданный совместными усилиями его бывших и нынешних коллег и учеников. В свое время Ганс Селье [1987] выделил основные типы ученых. Точнее говоря, сразу было ясно, что «чистый тип» в природе практически не встречается, поэтому это не столько типы ученых, сколько отдельные черты, могущие проявляться в большей или меньшей степени в каждом конкретном исследователе. Таким образом, личность каждого ученого имеет индивидуальное «распределение» по этим чертам. Вот именно такой портрет Михаила Владимировича мы и отобразили на рис., проведя опрос среди близко знающих его лиц (заметим только, что поскольку система Г. Селье, на наш взгляд, переусложнена, количество типических черт при проведении этого опроса было уменьшено по сравнению с исходным примерно на четверть – те черты, которые требовалось оценить представлены в табл.). Всего в опросе изъявило желание участвовать 12 человек. Каждый должен был распределить 28 баллов по любому количеству «черт личности», описанных в табл. На рис. представлен усредненный результат (столбики соответствуют средним арифметическим, а «усы» - погрешностям среднего при уровне значимости 0.1).

Таблица 1. Основные черты личности ученого (выборочно, по Г. Селье).

Название

Описание

Аналитик (А)

В детстве он разобрал на части наручные часы (и не смог собрать их снова), потому что хотел узнать, отчего они тикают. Определённая аналитическая работа является обязательной предпосылкой всех видов классификации и синтеза, ибо без неё ни одно исследование не будет иметь должной полноты. К сожалению, однако, «аналитик» просто забывает, что разбирать вещи на составные части можно с одной целью - узнать, как их потом собрать вместе, по возможности усовершенствовав.

Агрессивный спорщик (АС)

В школе он был умненьким всезнайкой и в научной лаборатории остается непреодолимо самоуверенным. В научных спорах его интересует лишь собственная правота, и для отстаивания своей позиции он нередко прибегает к сомнительным аргументам, а порой и к прямому блефу.

Классификатор (К)

Ещё ребенком занимался коллекционированием марок, бабочек и др. Состоит в близком родстве с СоФ, но предпочитает только тесно связанные факты. До некоторой степени он теоретик, поскольку предполагает нечто существенно общее в создаваемых им группах объектов, но редко идет дальше и анализирует природу этой общности. «Классификаторы» внесли огромный вклад в создание науки, ибо идентификация естественных явлений и их систематическая классификация - это первый шаг на пути создания теории. У К подлинно научная душа; он получает наслаждение от созерцания совершенства природы, хотя редко идет дальше своей удачной попытки соединить взаимоподобные вещи. Иногда в своём увлечении «классификаторством» он доходит до упорядочения предметов по самым незначительным характеристикам и питает страсть к неологизмам, порой щедро сдобренную использованием, в изобретаемых наименованиях собственной фамилии.

Книжный червь (КниЧ)

Наиболее чистая форма теоретика. Ненасытный читатель, обладающий порой познаниями энциклопедиста. Обычно интеллигентен и демонстрирует предрасположенность к философии и математике. Часы, проводимые в библиотеке, лишают его сноровки, необходимой для лаборатории. Перед тем как решиться на эксперимент, он досконально все изучит, после чего решит вовсе не проводить его, поскольку тот уже проведен или бесперспективен. «Кто может - делает. Кто не может - учит», - говорил Б. Шоу. КниЧ любит учить, и учит хорошо. Его занятия насыщены информацией, но безлики. Подобно отставному балетному танцору, он может обучать своему искусству других, с той лишь разницей, что КниЧ так никогда и не «выступал». Безжалостен на экзаменах, которые использует в основном для демонстрации своих познаний. Его блестящая память и опыт по части индексации и каталогизации в сочетании с талантом ясно выражать свои взгляды могут превратиться в неоценимое подспорье в деятельности различных комитетов и комиссий. КниЧ согласен заседать во многих из них.

Первостатейная акула (ПА)

Главная его забота - вставить свою фамилию в возможно большее число публикаций. В лаборатории он постоянно раздражает коллег претензиями на то, что все их работы стимулированы его ранее высказанными соображениями. При этом он может быть очень настойчивым, если чувствует, что прав, или же крайне осторожным, маскируя свои суждения ссылкой на их самоочевидность, если знает, что блефует. Он пишет длинные казуистические введения к своим статьям, с тем чтобы доказать, что, хотя описываемые события уже наблюдались, он первым описывает и интерпретирует их в нужном ключе и этот его вклад имеет подлинно научное значение.

Рыбья кровь (РыК)

Он демонстративно невозмутимый скептик. С отсутствующим видом он бормочет что-то вроде: «Ничего, не стоит расстраиваться», «Скорее всего это не будет работать», «Вы не доказали свою точку зрения, если её вообще возможно доказать», «Вы не первый это обнаружили...». В общественной жизни он руководствуется правилом: «Не проси об одолжениях и не делай одолжений». Конец же его пути сопровождается эпитафией: «Ни достижений, ни попыток, ни ошибок».

Святой (С)

Целомудренный в мыслях, словах и делах Рыцарь Добра и Справедливости. Он не играет роль «святого», а на самом деле таков. Самоуничижительный альтруизм служит ему страшной помехой в работе.

Самолюбова-тель (СаЛ)

Воплощение чистого эгоцентризма; пребывает в постоянном восторге от своих талантов и готов на любую жертву для их реализации. Каждый раз, когда он делает новое (или не такое уж новое), важное (или не такое уж важное) наблюдение, он перечисляет все далеко идущие последствия, которые его открытие может иметь для прогресса науки. Проводя ту или иную операцию, он повествует всем и каждому о немыслимых сложностях, с которыми ему пришлось столкнуться и которые, разумеется, он успешно преодолел. Любопытно, что он получает наслаждение и от того, что делает то же самое с величайшей лёгкостью или даже случайно. Для него покорение препятствий и «зигзаг удачи» - одинаково красноречивые свидетельства его величия. Поскольку его нельзя назвать неинтеллигентным, он иногда ощущает опасность вызвать насмешку (если не враждебность) своим неприкрытым тщеславием, но он этим не очень обеспокоен. С невинной улыбкой он предлагает считать свою очевидную нескромность просто игрой, милым преувеличением ради забавы.

Сварливый тореадор (СваТ)

Сварливый тореадороподобный тип создаёт сложные ситуации намеренно, чтобы иметь возможность продемонстрировать, с какой мужественной отвагой он их парирует. «Никто не имеет права говорить мне, что делать» - всякий раз заявляет он, заваривая жуткую склоку при малейшем подозрении, что кто-то покушается на его авторитет.

Святоша (С-оша)

Имитирует подлинно «святого». С нарочито скромными, ханжескими повадками разыгрывает безупречного рыцаря. Его улыбка излучает доброту и праведность, терпимость и сочувствие к своим коллегам, которые просто недостаточно хорошо понимают, что такое хорошо и что такое плохо.

Синтезатор (Си)

Ребёнком он любил строить карточные домики или мосты и башни из пластилина и спичек.  Способность к синтезированию проявляется в самых разнообразных областях: химии, измерительных процедурах, теоретизировании или же в пластической хирургии.

Собиратель фактов (СоФ)

Его интересует только обнаружение новых фактов. Поскольку эти факты ранее не были опубликованы, все находки для него одинаково интересны (и в равной степени лишены смысла) и он не пытается подвергать их оценке. Обычно он хороший наблюдатель, добросовестно относится к своей работе, но начисто лишён воображения. Он строго соблюдает распорядок рабочего дня, но не склонен «пересиживать». СоФ могут обнаруживать материалы, нужные впоследствии други учёным.

Усовершенство-ватель (У)

Постоянно пытается улучшить аппаратуру и методы исследования, настолько увлекаясь их совершенствованием, что руки у него так и не доходят до применения достигнутого им по назначению. Впрочем, У много оригинальнее, чем СоФ, обладает большим воображением и больше увлечён работой. Редко ограничивает свою деятельность рабочими часами.

Фауст (Ф)

Идеальный учитель и руководитель (с религиозным преклонением перед Природой, убеждением в ограниченности возможностей человека при исследовании её тайн и с романтическим отношением к исследовательской работе – эмоциональным, но не сентиментальным). Он мудр и сочувствует слабостям, но его доброта не доходит до потакания нарушениям дисциплины, недобросовестности в работе и т.п. Его главными характеристиками являются: воодушевление от возможностей исследования, а не от собственных возможностей; уважение к интересам других; способность к выделению наиболее значимых фактов; острая наблюдательность; отсутствие ослепляющего предубеждения к людям и научным данным; железная самодисциплина; оригинальность и воображение, соединенные со скрупулезным вниманием к деталям как в лабораторной работе, так и при осмыслении результатов. Его не ломает неудача, не развращает успех. Рано определившись в жизни, он следует твёрдым курсом, не поддаваясь сомнениям, искушению, страху и успеху. Несмотря на сложность работы, он остается простым и достойным человеком, которого лесть не способна превратить в «важную персону».

 

×

About the authors

Oleg Alekseevich Frolov

V.V. Dokuchaev Soil Science Institute, Moscow, Russia;
Lomonosov Moscow State University;
Yugra State University, Khanty-Mansyisk, Russia

Email: 6.40.7.4@mail.ru
Russian Federation

Danila V Il’yasov

Yugra State University, Khanty-Mansyisk, Russia;
Institute of Forest Science, Russian Academy of Sciences, Uspenskoe (Moscow region), Russia

Author for correspondence.
Email: ilyasov@ilan.ras.ru

References

  1. Селье Г. 1987. От мечты к открытию. М.: Прогресс. [Sel'e G. 1987. Ot mechty k otkrytiyu. M.: Progress. (In Russian)]

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML
2. Figure 1

Download (13KB)

Copyright (c) 2021 Frolov O.A.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NoDerivatives 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies